Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Казначейство предъявит единые техстандарты к региональным электронным магазинам

Подробно о новых требованиях и роли хозяйствующих субъектов в предстоящей реформе
Казначейство предъявит единые техстандарты к региональным электронным магазинам
Теги: #закупки с полки #Федеральное казначейство #Электронные магазины

В ходе Ежегодного общего собрания Союза закупщиков, которое недавно состоялось в Госдуме, Казначейство России поделилось планами дальнейшей цифровизации закупок в субъектах РФ.

44-ФЗ – это один из тех немногих законов, который не является законом об общих принципах, а, по сути, выступает законом прямого действия. Практически вся регуляторика сосредоточена в тексте документа, а не в подзаконных актах. В этой связи, для развития и актуализации 44-ФЗ требуется эффективный механизм публичного обсуждения и профессиональной экспертизы. На эту роль подходит Союз закупщиков – крупнейшая общественная организация профессионалов закупок, а также Всероссийский Форум-выставка «ГОСЗАКАЗ», считают в Казначействе России.

В малых закупках важную роль приобретают уполномоченные органы закупок субъектов РФ. В свое время эти структуры взяли на себя главную роль по формированию профессионального сообщества заказчиков и поставщиков. С автоматизацией процессов и повышением уровня квалификации сотрудников, занятых в закупках роль уполномоченных органов меняется. В казначействе предполагают, что они входят в новый виток развития. Они замкнут на себя всю методологическую и организационную работу по переводу закупок в цифровой вид. В особенности это касается закупок малого объема.

Анна Катамадзе, замруководителя Федерального казначейства, обозначила приоритеты и задачи ведомства на ближайшую перспективу:

– Это коснется муниципальных образований. Им может не хватать управленческого ресурса, чтобы отстраивать эту работу. Даже если им дать инструкцию и кнопки, все равно потребуется методологическая поддержка. В масштабе страны в этом процессе задействовано огромное количество людей из примерно 18 тысяч муниципальных образований. Реорганизация их хозяйственной деятельности происходит одновременно с реформой укрупнения. Уже принят соответствующий закон, который вступает в силу вместо 131-ФЗ. Это тоже дополнительная нагрузка на организационную структуру, которая точно коснется жизни регионов. Призываем профессионалов в сфере закупок составить внутренние дорожные карты. Консультативную экспертную поддержку муниципальным заказчикам мог бы оказать Союз закупщиков а также Комитет Госдумы по конкуренции. Это связующее звено между регулятором и исполнителями закона с целью постепенного внедрения цифровых малых закупок.  

По мнению эксперта, столкновение с определенными трудностями и разночтениями неизбежно, просто в силу масштаба предстоящей реформы малых закупок. По данным Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС), порядка 80-100 тысяч личных кабинетов работают вхолостую. Это говорит о том, что большинство заказчиков из муниципалитетов, в принципе, обходится закупками малого объема для удовлетворения локальных нужд. А это значит, что они никогда не сталкивались с электронным актом, с реестром контрактов, с постановкой на учет бюджетных обязательств через систему ЕИС, с таким явлением как автоплатеж (для тех, кто находится на полном казначейском обслуживании).

– Эти функции обходили их стороной, поскольку все работали по старинке, в силу того что малые закупки применения данных инструментов не требовали, – пояснила Анна Катамадзе. – Сейчас этому надо учиться. (Зарегистрироваться в личном кабинете, получить машиночитаемую доверенность, выдать ее, сформировать сведения в реестр, научиться взаимодействовать с финансовым органом). Мы, конечно, максимально все это постараемся автоматизировать, но представление о структурированном электронном контракте необходимо иметь, чтобы уметь его подписывать.  

В целях погружения в систему Казначейство России будет проводить обучающие вебинары, однако поддержка со стороны квалифицированных объединений профессионалов очень важна.

В разделе малых закупок цифровизация коснется двух направлений.

1. Первая часть охватывает физическую инфраструктуру электронных магазинов. Значительная часть малых закупок перейдет в маркетплейсы. В Казначействе подчеркивают, что у правительства нет планов по сокращению или избыточному контролю этой сферы. Однако появятся внятные рамочные требования: магазины должны стать полноценными гисами (государственными информационными системы), должны соответствовать стандартам безопасности и другим рациональным техническим условиям, которые выдвигает IT-отрасль. «Поделки» местных айтишников придется доводить до ума. Потому что речь идет о применении электронной цифровой подписи, о юридически значимом документообороте. Теперь уже с точки зрения закона Казначейство как регулятор несет ответственность за легитимность и не компрометацию этого документооборота.

Минимальные требования к работе электронных магазинов и сейчас прописаны 60 постановлением (*например, для целей получения региональными системами закрытых данных из протоколов). Эта же логика будет применяться Казначейством России ко всем региональным маркетплейсам.

– На это можно уже сейчас ориентироваться и подтягивать магазин к таким техническим требованиям, если ваш регион хочет, чтобы этот магазин вошел в пул рабочих площадок, – рассказала Анна Катамадзе. – Никакого специального отбора не будет, будет проверка на соответствие техническим условиям. Если магазин совпадает с региональными системами – пожалуйста, если он представлен в качестве отдельной платформой, – тоже без проблем. Любая конфигурация допустима, мы все их держим в уме, в схемах и понимаем, как с этим работать.

Формирование предварительного предложения, работа с поставщиками. У региона и муниципалитета появляется очень перспективная возможность подтянуть местных поставщиков. Тема создания локального пула поставщиков долго время считалась двусмысленной. В некоторых случаях в трактовке ФАС России она рассматривалась как угроза конкуренции. Однако сегодня государство сформировало четкую позицию по поводу поддержки местного бизнеса и дало регионам зеленый свет на реализацию последовательной политики «выращивания» местных компаний: за счет предоставления доли сбыта на локальной электронной полке, за счет специальной маркировки продукции, создания специальных агрегаторов.

– Часто возникают вопросы со стороны регионального руководства. Мы производим свою молочную продукцию, но почему-то везем ее из соседнего региона. На самом деле, электронный магазин, где могут быть сформированы все предварительные предложения, – это хорошая возможность инвентаризации предложения на рынке конкретного региона. И как следствие – форма оказания абсолютно легальной поддержки местных производителей. Важно, что тот же рынок сбыта остается открытым и для поставщиков из соседних субъектов. Конкурентная среда и прозрачность не страдают. Это хорошо корреспондирует задачам, которые поставлены в рамках национального режима: в рамках поддержки отечественных производителей.

В качестве эталонного примера выстраивания региональных маркетплейсов Казначейство приводит электронные магазины Татарстана и Москвы. Опыт показывает, что формирования каталога продукции местных производителей – очень полезно для развития региональной экономики.

2.Вторая часть касается самой процедуры закупки в электронном магазине. В сущности, это упрощенная котировка: в ЕИС поступает протокол из магазина.

– Если заказчик находится на полном казначейском обслуживании (регион или муниципалитет), то вся контрактация протекает полностью в ЕИСе. Мы готовы забирать подписанный поставщиком контракт или договор из магазина (если такое решение принял поставщик), но все поставщики в любом случае должны быть зарегистрированы в ЕРУЗ.

Технически процедура информационной интеграции магазина с ЕИС похожа на взаимодействия электронной площадки с ЕИС. Заказчик подписывает договор или контракт всегда в ЕИС, если применяется государственное санкционирование оплаты; или подписывает в магазине, если есть санкция финоргана региона. Далее вся информационная работа переходит в ЕИС (в  реестр контрактов, заполнение информации которого автоматизирован на 100%, даже если речь идет о закупках за наличный расчет). Чтобы охватить этот сегмент малых закупок Казначейство сделает интеграцию с бухгалтерскими системами субъектов, откуда можно будет передать сведения о закупке за наличный расчет (выдача подотчетных денег). Таким образом, до предела минимизируется глазной контроль на этапе внесения сведений в реестр контрактов. Примечательно, что хотя по суммам, такие контракты являются миниматюрными, зато их общая годовая численность составляет порядка 25 млн штук.

Итого: к форме заключения применяется стандарт электронного структурированного договора. К форме исполнения – электронное актирование (единый формат электронного передаточного документа). Дальнейшая постановка на БО/ДО осуществляется в ЕИС.

Автор: Андрей Троянский  

20 мая 2025, 12:15
508
Теги: #закупки с полки #Федеральное казначейство #Электронные магазины
Ещё по данной теме

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.