Законопроекты о реформе контрольно-надзорной деятельности определяют, какую деятельность бизнеса и как необходимо будет проверять в России, заявил министр экономического развития Максим Орешкин, представляя пакет нормативно-правовых актов на заседании Правительства.

Максим Орешкин
“Основная цель актов – снизить нагрузку на хозяйствующих субъектов и повысить эффективность надзора. Чтобы достичь этой цели, де-факто находится ответ на два основных вопроса: что проверять и как проверять”, – сказал он.
“На первый вопрос мы отвечаем в законопроекте об обязательных требованиях, это системообразующий документ для внедрения механизма “регуляторной гильотины”, – добавил Орешкин.
Что проверять
Первый законопроект закрепляет своего рода “чек-лист”, которым должны руководствоваться органы власти при разработке нормативных актов, содержащих обязательные требования. В этой связи Орешкин подчеркнул, что требования должны быть законными и обоснованными, а также вводиться с единственной целью – для предотвращения вреда охраняемым законом ценностям.
Также не должно быть дублирования и пересечения требований. Кроме того, требования должны быть предсказуемыми, для чего устанавливаются сроки вступления в силу актов либо с 1 марта, либо с 1 сентября, но не ранее чем через три месяца после дня официального опубликования. В качестве фильтра для требований выступает процедура оценки регулирующего воздействия, а в отношении уже действующих требований – процедура оценки фактического воздействия.
Помимо принципов установления обязательных требований, законопроектом закрепляется непосредственно механизм “регуляторной гильотины”.
Он состоит в следующем: все акты правительства и федеральных органов исполнительной власти, содержащие обязательные требования, подлежат отмене до 1 января 2021 года. Все, что не будет отменено до этого срока, инспектор не будет иметь права проверять в ходе контрольных мероприятий и не будет использоваться для привлечения хозяйствующих субъектов к административной ответственности.
Перечень актов, на которые это правило не распространяется, будет установлен Правительством.
Как контролировать
Ответ на второй вопрос – как проверять требования – дается в законопроекте о государственном и муниципальном контроле.
“Цель закона – превращение контроля из тормоза в драйвер экономического роста. Задача контролеров – обеспечить защиту жизни и здоровья граждан, сохранность ценностей, а также благополучие в сфере их ответственности”, – подчеркнул Орешкин.
Он заявил, что приоритетной задачей контролера станет профилактика, а не поиск нарушений и сбор штрафов. Информирование и консультации будут доступны всем, а сложные специальные формы профилактики – организациям в зоне риска.
“Процедуры контроля сведены в регламентированный процесс контрольно-надзорного производства, четкое следование которому и возможность обжалования защитит интересы контролируемых лиц”, – считает министр.
При этом предусматривается цифровая открытость сведений и право на досудебное обжалование.
Новые отношения контролеров и контролируемых
“Мы рассчитываем, что законопроект об обязательных требованиях и законопроект о государственном и муниципальном контроле позволят сформировать новые отношения контролеров и контролируемых, что, в конечном итоге, позволит хозяйствующим субъектам работать честно без избыточных затрат”, – сказал Орешкин.
По его мнению, пакетное рассмотрение инициатив даст синергетический эффект и усилит экономический рост, защитив интересы граждан и повысив эффективность госуправления.
В свою очередь, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев отметил, что “регуляторная гильотина” не должна превратиться в оружие, которое отсечет документы, важные для граждан и создающие права, преимущества и льготы. Все это должно либо сохраниться, либо перекочевать в новейшее законодательство.

Дмитрий Медведев
“Но огромная часть или огромный массив нормативного материала, который носит абсолютно устаревший характер, действительно должна быть отменена”, – уверен он.
Премьер-министр поручил при доработке законопроектов о проведении “регуляторной гильотины” учесть требования к нормативным документам со стороны международных организаций, в которых участвует Россия.
“Посмотрите. Это, действительно, вопросы состыкованности международных требований и нашего внутреннего, теперь будущего, регулирования в этой сфере. Конечно, надо чтобы мы не забыли здесь ничего и не попали в сложную ситуацию”, – сказал Медведев.
Вопрос о необходимости учесть требования международных организаций, в которых участвует Россия, поднял на заседании правительства при обсуждении законопроектов о проведении “регуляторной гильотины” министр транспорта Евгений Дитрих.

Евгений Дитрих
“Есть вопросы общего свойства, связанные с членством РФ в различных международных организациях. Дело в том, что закон об обязательных требованиях устанавливает достаточно жесткую систему выстраивания под международные договоры таких обязательных требований внутри России”, – пояснил Дитрих.
В частности, по его словам, содержащий обязательные требования нормативный акт принимается, если в соответствии с международным договором от страны это требуется.
“Но в ряде позиций у нас, скажем, по членству РФ в Международной организации гражданской авиации, Международной морской организации нет прямого указания о разработке тех или иных обязательных требований. Есть указания о разработке некоей системы нормативных актов, системы безопасности полетов или что-то в этом роде. Некий особый, может быть, режим предусмотреть при доработке законопроекта”, – уточнил министр.
Законопроекты по реформе контрольно-надзорной деятельности – так называемой регуляторной гильотине – несовершенны и нуждаются в доработке. Такое мнение высказал вице-премьер РФ Константин Чуйченко.

Константин Чуйченко
“В ближайшее время проекты законов будут внесены в Государственную думу. На площадке Госдумы уже будем осуществлять доработку, потому что на сегодняшний день пока не можем сказать, что они [законопроекты по “регуляторной гильотине”]совершенны и представляют собой готовый продукт” – сказал он.
Чуйченко пояснил, что несовершенство законопроектов объясняется отсутствовавшими ранее полноценными профильными знаниями по контрольно-надзорной детальности.
“На протяжении пары месяцев Минэкономразвития будет дорабатывать [законопроекты]на площадке Госдумы – ко второму чтению будут правительственные поправки”, – уточнил вице-премьер, добавив, что надеется на их принятие в весеннюю сессию.
Ранее он отмечал, что на то время, пока будет реализовываться план переходного периода, необходимо “сформировать определенные правила игры, чтобы в 2020 году уже жить по измененным правилам”.
Первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов предлагает рассмотреть вопрос о сокращении части надзорных органов одновременно с реализацией регуляторной гильотины.

Антон Силуанов
“Очень много надзорных органов и, может быть, нам одновременно с регуляторной гильотиной посмотреть еще раз на предмет сокращения их количества. Это как раз вписывается в те решения, которые мы приняли по оптимизации численности государственных служащих”, – сказал Силуанов.
Фото: ТАСС
Комментариев пока нет