Темы, планируемые к обсуждению в рамках Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ», продолжают активно внедряться в виде законопроектных инициатив на самом высоком уровне. Поддержка ОПК в условиях кризиса актуальна как никогда! Дело в том, что группа оборонных предприятий и научно-исследовательских учреждений остается последним оплотом государственного планирования и стратегического развития в российской экономике. Именно «оборонка», обладающая системной структурой, уцелевшими производственными цепочками: от конструкторского бюро до опытного производства с последующим выходом на серийные мощности, способна вытащить страну в шестой технологический уклад.
В госаппарате и финансовых кругах с этим согласны далеко не все, поэтому поправки о квотировании, предложенные вице-премьером Юрием Борисовым и представителями индустриального сектора еще летом прошлого года, проходят согласование с таким сопротивлением.
Тем не менее, как сообщил «Коммерсантъ», Минпромторгу удалось согласовать с коллегами по правительству (Минфином, Минэкономики и ФАС) поправки, ограничивающие иностранных конкурентов при закупках для государства и госкомпаний за счет введения квот для национальных производителей.
Поправки уже направлены в комиссию Белого дома по законопроектной деятельности. Их рассмотрение должно было состояться вчера, но этого не произошло. В газете предполагают, что это случилось по причине «игнорирования (!) авторами инициативы замечаний государственно-правового управления (ГПУ) Президента о ее несоответствии нормам ЕАЭС и ВТО» – конец цитаты. Упоминание ВТО особенно здорово звучит на фоне повального игнорирования западными государствами требований этой самой ВТО с неприкрытым протекционизмом в пользу своих экономик. Похоже, игнорировать в этом мире позволено «не только лишь всем».
Напомним: поправки к законам о закупках государства (ФЗ-44) и госкомпаний (ФЗ-223) предполагают введение обязательной доли закупок у российских производителей. Идея квотирования закупок уже более года лоббируется «военно-промышленным блоком» правительства: Юрий Борисов и Минпромторг объясняли необходимость ограничения конкуренции с иностранными поставщиками защитой внутреннего рынка и необходимостью диверсификации предприятий ОПК и повышения их доли в выпуске высокотехнологичной продукции.
Критика Минфина сводится к тому, что усложнение закупочного законодательства является избыточным, так как в нем уже есть меры поддержки нацпроизводителей, такие как «третий лишний» и ценовые преференции. Нужно просто заставить эти инструменты лучше работать, и страна пойдет в прорыв, предсказанный Президентом!
В реальности речь идет о том, чтобы любой ценой не допустить юридического прецедента «национализации закупок». На кону не просто поправки, а «легализация национальных квот» – исторический момент, который может стать поворотной точкой в развитии страны. В стратегической перспективе инициатива Ю. Борисова затронет экономику каждого субъекта РФ, заставив пересмотреть принципы экономической деятельности регионов. Впервые импортозамещение предлагается поставить на учет, а индустриализацию сделать одним из показателей эффективности государственных менеджеров на местах – с конкретными KPI в цифровом выражении. Не удивительно, что в большинстве регионов «поправки Борисова» нашли всестороннюю поддержку. Ведь для тех, кто занят в реальном производящем секторе, а не занимается экономическим хайпом – это означает загрузку мощностей, государственные заказы, восстановление предприятий, рабочие места, профицит местных бюджетов. Большинство губернаторов мечтают о таких действиях государства.
Пока что адептам рыночного курса не удалось вытравить из законопроекта о квотировании закупок заряд здравого смысла. Хотя за год согласований в верхних этажах власти проект поправок был существенно купирован либеральным лобби и лишен самых продуктивных функций. Так, вместо единой обязательной доли закупок у российских поставщиков, которая предполагалась изначально, Правительство будет точечно определять перечни квотируемых товаров и устанавливать для них квоты (что потребует дополнительных согласований по каждому направлению). Разработкой перечней займется Минпромторг, также ведомство определит порядок выполнения квот заказчиками и принципы ценообразования.
Свою лепту критики к проекту поправок внес Институт законодательства и сравнительного правоведения. Как пишет «Коммерсантъ», в заключении к проектам юристы обнаружили отсутствие причинно-следственной связи между введением квот и выполнением цели по диверсификации. В государственно-правовом управлении Президента указали, что оценка эффективности нового преференциального режима для нацпроизводителей затруднена из-за отсутствия конкретного перечня квотируемой продукции. Кроме того, квотирование закупок госкомпаний не может быть реализовано из-за обязательств России перед ВТО в части предоставления равных условий для местных и иностранных товаров. В итоге ГПУ настаивает на доработке поправок к ФЗ-44 и не поддержало изменения в ФЗ-223. Эти замечания, однако, не были учтены авторами проектов — что и могло стать причиной того, что вчера документы не были рассмотрены законопроектной комиссией.
«Цифровые Закупки» продолжат следить за судьбой исторически значимых поправок.
Автор: Андрей Троянский