Санкции запустили серьезные структурные изменения в российской экономике. Одно из них касается авансирования госконтрактов. Участники госзакупок смогут получать аванс до 90% от цены контракта в 2022 году в рамках казначейского сопровождения. Прежде казначейский контроль не позволят подрядчику получить аванс на выполнение работ из бюджета.
Соответствующее постановление Правительство России действует с 29 марта: участники госзакупок, которые получают финансирование из федерального бюджета, могут в контрактах прописать аванс в увеличенном размере. Более того: субъектам РФ рекомендовано также применять аналогичные положения для контрактов, финансируемых из региональных бюджетов.
При условии, что финансовое обеспечение госконтракта подлежат казначейскому сопровождению, от его суммы можно получить аванс в размере от 50% до 90% (но не более лимита бюджетных обязательств ЛБО). При этом, если контракт не подлежит казначейскому сопровождению, то размер аванса меньше – он составит до 50% суммы контракта (но не более ЛБО). Повышение касается не всех отраслей. Например, для строительных контрактов на сумму более 600 млн рублей предел общего объема авансирования как и прежде составляет 70%.
Еще одно нововведение, которое касается авансов – это отмена запрета на аванс в контрактах на закупки товаров и услуг для федеральных нужд. Всем, кто заключил контракты до вступления поправок, можно попробовать при соблюдении определенных условий увеличить сумму авансирования.
Все эти нововведения повлекут за собой серьезную эволюцию экономических отношений в стране. Очевидно, что поправки популяризируют систему казначейского сопровождения. Регионы ради более широких возможностей авансирования, выберут переход на казначейский расчет. Значит, государство сможет контролировать целевое расходование бюджетных средств в более широком диапазоне госзакупок. Но самое главное, это позволяет субъектам РФ естественным образом выбраться из банковской кабалы. Напомним, значительная доля кредитов по-прежнему берется государственными заказчиками в коммерческих банках по неадекватным процентным ставкам. Теперь львиная доля средств регионов, задействованных в исполнении государственного заказа, по цепочке: «заказчик — исполнитель — субподрядчики» будут проходить через счета, открытые в территориальных органах Федерального казначейства. Это обеспечивает лучшую прозрачность и рациональное использование этих средств, чем по банковским схемам.
В пользу новой небанковской финансовой модели кредитования говорит тот факт, что некоторые субъекты начали активнее использовать казначейский расчет.
Так, например, в Калужской области под сопровождение переведены все госконтракты региона, сумма которых превышает 50 млн рублей. Область втрое снизила требующие казначейского сопровождения суммы госконтрактов. Аналогичным образом поступили в Тульской и Смоленской областях.
Комментариев пока нет