Нормами Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотрено обязательное использование каталога товаров, работ, услуг (КТРУ) заказчиками при осуществлении закупок.
В частности, заказчики обязаны использовать КТРУ при описании объекта закупки, осуществляемой в целях выполнения минимальной доли закупок российского товара при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов при закупках у единственного поставщика.
Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога установлены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Предлагаю рассмотреть типичные ошибки заказчиков, допускаемые при применении КТРУ.
Не учитывали нюансы применения КТРУ при закупках электроники с нацрежимом.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрено:
«5. Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств – членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства», при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств».
Однако зачастую заказчики пренебрегают данной нормой и используют дополнительные характеристики товара, не предусмотренные позицией КТРУ.
Не обосновывали, либо недостаточно убедительно обосновали использование дополнительных характеристик.
Одной из обязанностей заказчика при описании объекта закупки является использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Однако многие заказчики включают в описание объекта закупки дополнительные характеристики в отсутствие обоснования необходимости включения таких характеристик, тем самым нарушая требования пункта 2 части 1 статьи 33 и части 6 статьи 23 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», пункта 6 Правил использования КТРУ. Либо не раскрывают в достаточной мере само обоснование необходимости использования дополнительных характеристик, что свидетельствует о несоблюдении п. 6 Правил использования КТРУ и является нарушением ч. 6 ст. 23 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Необходимость внимательно подходить к обоснованию использования дополнительных характеристик подтверждена практикой Федеральной антимонопольной службы. В частности: решением Ямало-Ненецкого УФАС России от 31.10.2023 N 089/06/49-793/2023, решением Нижегородского УФАС России от 01.08.2023 по делу N 052/06/105-1787/2023, решением Омского УФАС России от 31.01.2023 N 055/10/99-57/2023, решением Санкт-Петербургского УФАС России от 01.11.2023 по делу N 44-4493/23, решением Архангельского УФАС России от 31.08.2023 N 029/06/33-835/2023, решением Тывинского УФАС России от 10.01.2024 по жалобе N 017/06/105-111/2023.
При наличии товара в каталоге описывали объект закупки по общим правилам.
Зачастую заказчики ссылаются на возможность применения положений п. 7 Правил использования КТРУ ввиду несоответствия значения в каталоге, потребности Заказчика. И рассматривают данный факт как отсутствие товара в каталоге.
Однако Федеральная антимонопольная служба не поддерживает в таких случаях данную позицию. Поскольку подобное толкование по своей сути исключит целесообразность классификации товаров в принципе, ведь предметом каждой закупки выступает конкретный товар (работа, услуга), обусловленная потребностями заказчика, тогда как классифицирование призвано унифицировать ее характеристики и предъявляемые требования с целью рационализации как процедуры закупок в целом, так и обеспечения доступа к таковой максимального количества потенциальных претендентов и обеспечить конкурентные условия ее проведения. Отсутствие необходимой заказчику характеристики в позиции КТРУ при ее фактическом соответствии объекту закупки не может рассматриваться в качестве основания для неисполнения требований Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Каталог товаров, работ и услуг создан для унификации предметов закупок, удалении избыточных требований, являющихся препятствием для формирования конкурентной среды на рынке предложения товаров и услуг. Каталог обеспечивает упрощение процедуры закупок, поскольку у заказчика отсутствует необходимость самостоятельно отбирать необходимые характеристики, отвечающие его требованиям, но так, чтобы не ограничить конкуренцию, поставщик же ориентируется на тот товар, работу, услугу, которая соответствует именно тем показателям, что внесены в Каталог. Все это в совокупности приводит к рациональному расходованию бюджетных средств, достижению поставленных результатов закупок, повышению уровня развития конкуренции на рынке.
Каталог постоянно дополняется, совершенствуется и уточняется уполномоченными на это государственными органами. Таким образом, законодатель идет по пути приведения описания всех объектов закупки в соответствие с положениями КТРУ. При этом итогом такого процесса станет всеобъемлющий набор характеристик в КТРУ, удовлетворяющий потребностям всех заказчиков.
Необходимость использовать КТРУ подтверждена практикой судов и Федеральной антимонопольной службы. В частности: решением Ростовского УФАС России от 27.11.2023 по делу N 061/10/99-4191/2023, постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.01.2024 N Ф04-6850/2023 по делу N А27-22669/2022, решением Калужского УФАС России от 02.11.2023 N 040/06/105-992/2023, решением Тамбовского УФАС России от 21.09.2023 по делу N 068/06/23-668/2023.
Автор: Светлана Попова
Комментариев пока нет