Федеральный дэдлайн для инвестиционно-строительного цикла составит не более одной тысячи дней. О такой неизбежной цели недавно заявил зампред Правительства РФ Марат Хуснуллин.
Жесткий трехлетний режим для стройки влечет не менее жесткие требования к планированию и качеству закупочных процедур для всех участников процесса, включая заказчика, генподрядчика и соисполнителей по контракту. Уложиться в срок можно только в условиях максимальной прозрачности: 1) по структуре цены и принципам ценообразования, 2) по организации подрядных кооперационных цепочек, 3) по приемке и экспертизе выполненных работ и сданных объектов.
Есть надежда, что ответить на эти вопросы поможет цифровизация. Прямо сейчас происходит масштабная реформа экономических взаимоотношений в стройкомплексе. Все ради создания понятной, подотчетной среды, где любые организационные вопросы будут доведены до автоматизма, а человеческий фактор сведен к минимуму.
Глубокий анализ изменений, происходящих отрасли, будет представлен в третий день XIX Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» в Сколково 15-17 мая. Теме посвящена одна из пяти специальных секций Форума под названием «Закупки в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства».
В поле зрения следующие вопросы:
- государственный заказ в строительстве: вызовы, тенденции, пути решения;
- перспективы создания биржи строительных материалов;
- вопросы экспертизы проектной документации;
- квалификационные требования к подрядчикам и способы проверки и подтверждения их квалификации;
- уровень конкуренции в строительной отрасли;
- подходы к экспертизе отечественных строительных материалов;
- особенности замены строительных материалов на эквивалентные;
- сложные вопросы закупки коммунальной и дорожной техники российского производства;
- возможные ограничения и запреты на закупку иностранной техники и оборудования;
- региональные особенности осуществления закупок в сфере строительства и проектирования;
- методика раскрытия структуры цены контракта на выполнение подрядных работ.
Остановимся на самом интересном и противоречивом последнем пункте. Ценообразование является камнем преткновения, и не только в строительстве.
Именно стройка является поставщиком самого прогрессивного и востребованного методического опыта по данному вопросу. В строительстве раньше, чем в других отраслях стартовала реформа ценообразования с внедрением ресурсно-индексного метода определения цен, и созданием ответственной структуры (ФАУ «Главгосэкспертиза России»), которая на научной основе вместе с другими профильными организациями занимается ценовыми вычислениями.
Кроме того, есть обоснованная надежда, что в ближайшей перспективе стройкомплекс начнет пользоваться большими биржевыми данными для индексации цен. Об этом также пойдет речь на XIX Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗКАЗ». Передовой опыт в этой сфере уже есть у специализированной электронной площадки ETPRF.RU. Он будет представлен профессиональной аудитории Форума.
По закону, регулятором в сфере ценообразования в строительстве является Минстрой РФ. Министерство на регулярной основе верифицирует сметно-нормативную базу, которая в обязательном порядке должна использоваться компаниями при определении сметной стоимости объектов строительства, реконструкции и капитального ремонта.
Важным этапом становления нового порядка в отрасли стало внедрение с 25 февраля 2023 года ресурсно-индексного метода определения сметной стоимости, который пришел на смену базисному методу.
! С февраля 2024 года на ресурсно-индексную систему координат перешли все субъекты Российской Федерации.
Это комбинированный (смешанный) алгоритм определения стоимости, при котором одна часть затрат берется в базисном уровне цен и с помощью коэффициентов пересчета переводится в текущий уровень. Другая часть затрат берется сразу по текущим рыночным ценам.
Разберемся, как работает этот механизм на примере дорожного строительства
Во-первых, несколько нюансов организационного характера. За вопросы сметного нормирования и совершенствование системы ценообразования в дорожном хозяйстве с 2022 года отвечает подвед Минтранса России Федеральное дорожное агентство (ФДА). Также примечательно, что с 2023 года в подчинение ФДА было передано ФАУ «РОСДОРНИИ». Это институт, способный заниматься сметами, нормированием, анализом потребностей и экспертизой эффективного расходования средств на научной основе (а не только на принципах лоточной торговли). Именно так должно быть устроено «ценообразование здорового человека». К сожалению, профильные учреждения такого уровня и такого профиля сохранились не во всех отраслях российской экономики. Поэтому при масштабировании ценового опыта стройкомплекса на другие направления специализированные организации, обладающие достаточными компетенциями в ценообразовании, придется достраивать.
Во-вторых, с 2022 года по поручению Минтранса России, ФДА ведет работу по созданию, внедрению и постоянному совершенствованию алгоритма определения сметной стоимости в дорожном строительстве. Ведется работа по трем ключевым направлениям.
- Разработка отраслевых индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ на дорогах и искусственных сооружениях. В качестве примера: сборник № 27 «Автомобильные дороги»; сборник №30 «Мосты и трубы». Источниками формирования сметной стоимости строительства объектов является информация о текущих сметных ценах строительных ресурсов, опубликованных во ФГИС ЦС для соответствующего субъекта РФ.
- В разработке у РОСДОРНИИ находятся методики нормативных затрат на проектирование дорожных объектов, систем транспортной безопасности и интеллектуальных транспортных систем.
- Подготовлена первая редакция проектной методики определения сметной стоимости ремонта и содержания дорог. Об этом в середине прошлого года сообщал заместитель руководителя Росавтодора Олег Ступников. Стоимость и качество эксплуатации – крайне важный и болезненный вопрос для национальной экономики.*Строить новые качественные дороги в России научились, а вот с их содержанием возникают большие вопросы. Поэтому, например, планы по увеличению межремонтных сроков так и не удалось реализовать даже в минимальном формате, хотя такие амбициозные задачи ставились с 2012 года. Непредсказуемое ценообразование и крохотная маржинальность поставщиков и исполнителей играют в срыве этих планов первостепенную причину.
Дальше больше, правительством прорабатывается возможность распространения отраслевых сметных нормативов на региональные и местные дороги. Но, чтобы появилась возможность применять нормативы на ремонт и содержание вне зависимости от статуса дороги, нужно внести изменения в ФЗ № 257-ФЗ. Законодательство можно подкорректировать. А вот перестройку всей системы учета и распределения ответственности без реформы ценообразования провести гораздо сложнее. Тем не менее, с прозрачностью в ценовых критериях эта реформа неизбежна.
Ранее Цифровые Закупки совместно с ОНФ обнаружили «серые зоны» в системе учета, которые касаются паспортов линейных объектов на региональном и муниципальном уровне: есть трудности с четким определением, у кого на балансе находятся некоторые дороги. И еще более серьезные трудности пониманием, сколько в действительности требуется и сколько в реальности расходуется ресурсов на их поддержание в годном состоянии.
Еще одним интересным направлением, которым занимается «РОСДОРНИИ» является обеспечение выпуска отраслевых дорожных индексов, куда входит мониторинг стоимости специализированных строительных ресурсов и расчет отраслевой заработной платы рабочего первого разряда в отрасли дорожного хозяйства. Возможно, это одна из первых по-настоящему серьезных попыток в российской экономике нормировать себестоимость трудовых ресурсов (за исключением гособоронзаказа). Проблема с кадрами существенно обострилась в дорожно-строительной отрасли за последние три года. Без четкой картины происходящего, выраженной в экономических показателях, невозможно приступить к той же автоматизации и роботизации производства.
О глубине возможностей, которая раскрывается перед отраслью, говорят текущие задачи ее ценового мозга «РОСДОРНИИ»: актуализация нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание федеральных трасс, разработка ППРФ 1148 (*включая методику расчета увеличения цены контракта), мониторинг и анализ данных (стоимость строительства, реконструкции, капремонта, ремонта и содержания 1 км дороги общего пользования, прогнозная потребность в основных строительных материалах, динамика изменения цен на дорожный битум.
Из перечисленного видно, что нормирование постепенно становится обязательной частью национальной системы закупок, ее обязательным шагом в будущее. Когда по примеру стройки можно будет вычислить объективную рыночную стоимость нормо-часа в любой другой отрасли, российская экономика перейдет на качественно иной уровень развития, с настоящей конкуренцией и гарантированной рентабельностью для исполнителей, работающих по 44-ФЗ и 223-ФЗ.
Участвуйте в XIX Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» 15-17 мая, чтобы уследить за тенденциями завтрашнего дня.
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет