Вице-премьер Денис Мантуров предложил сформировать единую цифровую базу данных для распределения выпускников с расшивкой на все отрасли и все субъекты РФ.
– Масштаб стоящих перед промышленностью задач такой, что нам нужны общесистемные решения в кадровой политике, – заявил Мантуров на форуме «Российский промышленник» в Санкт-Петербурге.
По данным ведомства, в настоящее время в промышленности заняты почти 10 миллионов человек, к 2030 году их число должно увеличиться на 870 тысяч человек. Это довольно сложная цель, учитывая тот факт, что российская экономика достигла пределов роста именно по своим кадровым возможностям и уже находится в состоянии жесткого дефицита специалистов. Число незакрытых вакансий растет. В августе 2023 года оно достигло рекордных 1,2 млн. По объективным прогнозам, кадровый дефицит в 2-4 млн рабочих рук сохранится в РФ как минимум до 2030 года.
Об исчерпании трудовых ресурсов страны в октябре прямо заявляла председатель ЦБ РФ Эльвира Набиуллина:
– Экономика России практически полностью задействовала свои трудовые ресурсы, ситуация с кадрами острая. Для дальнейшего роста нужно повышение производительности труда.
Василий Осьмаков, заместитель министра промышленности и торговли РФ:
– Обеспечение кадрами промышленности – это вопрос выживания страны. Это такие проекты, как авиастроение, судостроение, фармацевтика. (…) Это нацпроект по беспилотникам. Разные цифры назывались по кадрам. По нашим оценкам, только нацпроект Беспилотники с учетом операторов, тренеров, рабочих, инженеров – это 1 млн человек до 2030 года, и где их брать, непонятно.
Также Осьмаков сделал акцент на значении прогнозирования кадровой потребности рынка труда:
– Важно научиться работать с кадрами долгосрочно, а не здесь и сейчас латать дыры. Минпромторг в настоящее время реализует более десяти национальных программ, направленных на обеспечение технологического суверенитета страны. Необходимо понимать: обеспечение промышленности кадрами – это вопрос выживания страны.
Переквалификация – дело централизованное
Здравый смысл подсказывает, что для оперативного решения проблемы кадрового голода реформы системы образования мало. Реформа поможет в долгосрочной перспективе, а специалисты нужны здесь и сейчас. Единственный способ их получить – профессиональная переквалификация. Чтобы вчерашние клерки решились стать инженерами или операторами станков, требуется централизация такого переобучения (хотя бы на уровне отдельно взятого региона, а лучше – на уровне федеральной программы, рассчитанной на всю страну).
Нужны государственные субсидии на переподготовку технического персонала. Однако не заметно, чтобы российский Минтруд беспокоился по этому поводу. Сегодня переквалификация – это вещь в себе. Она пущена на самотек и регулируется чистым рыночным спросом. Некоторые региональные заказчики берут на себя ответственность за осмысленную организацию процесса. Честь им и хвала.
К примеру, Москва системно реализует программу переквалификации. К сожалению, только в сфере предпринимательства. А требуется – в масштабах многомиллионного трудоспособного населения всей страны. Департамент предпринимательства и инновационного развития столицы обещает бизнесу вернуть до 95% затрат на обучение сотрудника. В среднем, в программе ежегодно реализуется порядка трехсот заявок, а общий объем выплаченных компенсаций сейчас составляет 700 млн рублей. Нужно срочно масштабировать столичный опыт переквалификации кадров на всю страну. При этом привлекать к заказу компетенций не только МСП, а крупнейшие компании производственной сферы.
Теоретически миссия такого масштаба возлагается на национальный проект «Производительность труда». На его базе работает ФЦК (Федеральный центр компетенций) в функционал которого входит (в том числе) переквалификация. Но для ФЦК – переквалификация слишком абстрактная цель из разряда: «если обратятся – тогда и переучим». Таким образом, из-за анахронизмов прежней либеральной политики проблема кадрового дефицита привычно отдается на откуп рыночной инициативе. При таком подходе армия клерков, блогеров, барберов, барист, бас-боев, бьюти-коучей, визажистов, стилистов и менеджеров по продажам… никогда не решится на переквалификацию.
Просто потому, что для потенциального соискателя новой профессии это подразумевает выход из зоны комфорта; ну, а для потенциального работодателя – это означает дополнительные расходы и организационные трудности нового типа, с которыми еще надо разбираться.
Вот почему задачи переквалификации должны решаться государством в добровольно-принудительном порядке. На переученных инженеров, программистов, сварщиков, операторов станков… должен формироваться консолидированный заказ от десятков и сотен предприятий, которым государство компенсирует затраты на переквалификацию будущих сотрудников из бюджета. (К слову, это дешевле, чем воспитывать рабочие кадры с нуля).
В разных регионах России пытаются использовать имеющуюся в распоряжении сеть образовательных организаций, связав их напрямую с заказчиками из промышленности и бизнеса. Подобные механизмы давно задействованы в Московской области, на Урале, в Ростове-на-Дону. В Санкт-Петербурге пошли дальше ручного управления и попытались сформировать что-то вроде кадрового маркетплейса. Практика заслуживает изучения и масштабирования на другие регионы. Спецпроект «Петербург заводской» – то общегородская программа подбора вакансий с возможностью обучения через цифровую платформу. В ней уже участвуют более 90 предприятий.
Александр Беглов, губернатор Санкт-Петербурга:
– Президент поставил перед нами цель – подготовка 1 млн высокоэффективных рабочих мест в течение пяти лет. Нам удалось применить методику заказа на подготовку кадров со стороны промышленных предприятий. Есть консолидированный заказ, который размещается на цифровой платформе. Над проектом подготовки квалифицированных кадров по востребованным вакансиям работают порядка 40 средне-специальных учебных заведений.
Национальная система квалификаций
Кадровая реформа России уже идет. Она началась с внедрения критериев профпригодности. В стране складываются национальная методика оценки профессиональной квалификации (НОК), для национальной системы квалификаций (НСК). Это несущий каркас будущего рынка труда. Под новые профстандарты уже адаптируются и перестраивают свои бизнес-процессы тысячи предприятий. Примитивно говоря, вся соль в том, что к оценке профпригодности привлекается потенциальный работодатель. Характерный пример строительная отрасль. После соответствующих поправок в градостроительный кодекс НОК стала обязательной по ряду квалификаций в сфере инженерных изысканий и подготовки проектной документации.
Александр Шохин, президент РСПП, председатель Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям:
– Только за счет повышения эффективности профессионального образования быстро проблему кадров не решить. Придется сочетать все методы, использовать трудовую миграцию в том числе. Резко повышать производительность труда за счет бережливого производства, искусственного интеллекта. Потребуется реформа механизмов профессионального образования, увязка механизмов промежуточной и итоговой аттестации студентов и выпускников с независимой оценкой квалификации со стороны рынка труда. Это ключевая идея, на которой настаивает РСПП.
Производительность труда
Косвенным ресурсом решения кадровой проблемы является повышение производительности труда. Это профильная цель Федерального центра компетенций. Данные объективной статистики говорят, что Россия существенно отстает по этому показателю от развитых экономик, не дотягивает до среднего уровня по миру. На множестве предприятий работает избыточное количество людей, а их профессиональные компетенции используются нерационально.
Николай Соломон, генеральный директор федерального центра компетенций:
– Нужно уметь использовать свои ресурсы максимально эффективно, чтобы ими же производить в полтора-два раза больше. Это сейчас нужно всей стране на фоне санкций. Не просто импортозамещение, но и наращивание объемов производства.
Андрей Никитин, губернатор Новгородской области:
– ФЦК работает в регионах, и мы видим позитивный эффект. Если первое предприятие, которое участвовало в этой программе, нам приходилось уговаривать, то сейчас у нас стоит очередь из желающих поработать с ФЦК и с его региональным офисом. Потому что это дает результат. Задача номер два – мобильность. У нас есть огромное количество людей, которые хотят переучиться или могут доучиться. Система переобучения должна быть оперативной.
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет