Отечественная система стандартов является децентрализованной. Это значит, что подавляющий набор технических требований (к качеству продукции, к технологиям, к системам менеджмента качества) заказчики и поставщики формируют в добровольном порядке. Однако при определенных режимах в закупках этот порядок может превращаться в добровольно-принудительный.
Кроме того, существует группы стандартов, обязательных к исполнению. В основном они касаются гособоронзаказа, строительной отрасли и энергетики.
Верхнеуровневыми документами стандартизации в России признаются технические регламенты ЕАЭС. Сертификаты ЕАЭС, дают дорогу к рынку пяти стран таможенного союза. Также действует постановление №2425, которое регулирует требования к продукции, которая важна для Российской Федерации, но которая пока не попала в технические регламенты ЕАЭС. Это обязательные стандарты национальной регуляторики. Значительное количество таких прямых требований сосредоточено в отрасли производства строительных материалов, электрооборудования, в энергетике, химпроме…
Есть геополитическая тонкость: проприетарными требованиями ЕАЭС в некоторых случаях ограничивается импорт определенных видов продукции в рамках протекционизма, либо в рамках защиты внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции. На текущий момент в ЕАЭС принято более полусотни технических регламентов прямого действия (по пищевой продукции, удобрениям, химии). Ведется напряженная работа по расширению этого списка на уровне Минпромторга и министерств стран-партнеров. Здесь приходится искать компромиссы, которые устраивают всех игроков.
Подчеркнем, что протекционизм в рамках торговых союзов – это не преступление против конкуренции, а объективное требование экономического паритета. Аналогичными инструментами вовсю пользуются западные страны для защиты собственных рынков. К примеру, для поставок европейских автомобилей в Канаду требуется выполнить ряд технических операций, чтобы соответствовать их стандартам по ряду автокомплектующих. Доработка этих комплектующих осуществляется на предприятиях страны, открывшей рынок сбыта. Так называемый «эффект колеи» (когда к продукции применяются «хитрые» технические стандарты) нередко используется в целях ограничения иностранных конкурентов. Он может выражаться не только в «уникальных» разъемах электронной аппаратуры, но и, например, в требованиях к маркировке продукции.
Вячеслав Бурмистров, директор департамента государственной политики в области технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений Минпромторга России:
– Маркировка также может быть фильтром и барьером для попадания на рынок той или иной страны, которая себя этим барьером ограничила. Никто не гнушается применением таких проприетарных режимов и стандартов, разработанных для недопуска с целью защиты внутреннего рынка для своих производителей.
Добровольная инфраструктура качества
Напомним в процессе стандартизации задействовано несколько ключевых направлений: а) непосредственно установление технических требований к продукции; б) сертификация – то есть оценка соответствия (подтверждение, что предприятие работает по данным требованиям); в) аккредитация организаций, уполномоченных заниматься этой работой; г) метрология — дисциплина обеспечения единства измерений.
Закон о Стандартизации РФ вступил в силу 7 лет назад. За это время сложилась более и менее понятная система стандартизации и управления гостами. Появился их оцифрованный реестр, алгоритмы и правила работы над их созданием; правила их применения.
Антон Шалаев, руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
– Стандарты попытались сделать не барьером на пути бизнеса, а помощником в работе предприятий. Госты, в соответствии с законом, разрабатывает не государство, а предприятия-пользователи, потребители, научные организации. Для этого они объединяются в технические комитеты по стандартизации в разных отраслях. Можно не просто предлагать новые технические требования, а выносить предложения по изменению/актуализации уже существующих гостов, если они тормозят развитие.
По итогам 2022 года впервые 52% всех гостов, которые были утверждены в течение года – это госты, инициированные бизнесом. Это хороший показатель: прежние годы новых гостов предлагалось в разы меньше 10-15%. Это значит, что российские производственные компании увидели в стандартизации практический смысл и начали активно участвовать в ней. Пришло понимание, что стандартизация – это формирование своей отраслевой деловой среды.
На сегодняшний день в РФ разработка гостов с точки зрения процедуры и скорости является одной из самых быстрых в мире. Учитывая весь обязательный регламент (с проведением регистрационных процедур, экспертизы, публичного обсуждения и т.д. ), средний срок разработки стандарта (от идеи до принятия) сейчас составляет менее 8 месяцев. Он становится национальным нормативно-техническим документом, утвержденным Росстандартом.
Фонд стандартов также обновляется очень быстро. Общее количество документов в фонде сегодня составляет порядка 38 тыс. Ежегодно принимается около 2 тыс.
Фарватер закупок определяется стандартами
В соответствии с законодательством РФ госты являются добровольными к применению. Однако закон позволяет делать ссылки на госты в нормативно-правовых актах, как на уровне Правительства РФ, так и на уровне субъекта РФ. Что это означает?
– Как только ссылка на гост (добровольный) появляется в том или ином распоряжении или указе, он становится составной частью нормативно-правового акта. То есть, де-факто обязательным к применению, – поясняет Антон Шалаев.
Это прекрасная возможность к становлению системы мягкого технического регулирования.
По словам Шалаева, государство уже начало активно использовать этот инструмент мягкой силы. На сегодняшний день в 377 нормативно-правовых актах на разных уровнях власти процитировано 1906 ссылок на 1557 стандартов. Эта динамика является растущей.
– Если вы участвуете в разработке гостов, то вы делаете это не просто ради повышения собственной кокурентоспособности, но и с целью дальнейшего применения создаваемого нормативно-технического документа. В том числе в целях регулирования (например) на уровне субъекта РФ. Да гост добровольный, но в закупках разного формата (государственных, муниципальных, корпоративных) объект закупки описывается посредством ссылки на документ национальной системы стандартизации. Переводя с бюрократического языка на русский: в технических заданиях нужно ссылаться на существующий гост, чтобы управлять качеством закупки.
Заказчики в России, все активнее пользуются этим инструментом. По итогам 2022 года 68% всех закупок, осуществляемых по 223-ФЗ, 44-ФЗ содержали ссылки на госты в качестве описания объекта закупки.
У бизнеса есть уникальная возможность входить в составы технических комитетов. Некоторые компании могут использовать это как часть своей маркетинговой стратегии. Перечень технических комитетов опубликован на сайте Росстандарта и на текущий момент составляет 280 организаций. Обозначена их область деятельности и контактные данные.
К примеру, производитель комплектующих для строительно-дорожной техники обладает номенклатурой продукции, которая не вписывается в существующие госты. Он может направить заявку на вступление в профильный технический комет (либо онлайн, либо напрямую через аппарат Росстандарта). Участие в этих комитетах бесплатно, и юридических оснований для отказа предприятию не существует. Членом комитета является не физическое лицо, а организация, голосующее право принадлежит именно ей. Участие в комитете дает доступ ко всем текущим отраслевым разработкам. Данные размещаются в цифровой информационной системе «Береста», где у компании есть личный кабинет. Там же можно давать собственные экспертные заключения и предложения по стандартам, работа над которыми ведется другими членами комитета.
Есть мнение, что система профессионального консенсуса в рамках стандартизации в сочетании с грамотным использованием технических заданий в закупках позволяет обойтись без государственного принуждения к исполнению стандартов. Возможно, все действительно так. Однако есть и другая сторона медали – это отсутствие адекватной дисциплинарной ответственности за нарушение стандартов. Ни ощутимых штрафов, ни персональных санкций за несоблюдение госта в России нет. Это значит, что исполнитель, нарушивший технические требования, рискует только потенциальным срывом контракта и занесением в РНП. Это лучше, чем ничего, но этого явно мало.
Единство измерений
Система стандартизации в РФ подкреплена высокоразвитой инфраструктурой метрологии. В общих словах метрология это дисциплина для обеспечения единства измерений (точность измерений), как при производстве, так и в контрольно-надзорной деятельности.
РФ находится на втором месте после Китая, согласно данным ежегодного анализа международного Бюро мер и весов (изучает автономные измерительные возможности государств). Измерительные возможности других мировых лидеров существенно ниже. За последнее десятилетие отечественная метрология вернула себе те позиции, которые были у нас в 1970-х начале 1980-х годов. В этот период советская метрология была абсолютным мировым лидером. Метрология – это не только об эталонах измерения, это еще и производство средств измерения. С этой целью заявлен целый ряд мер поддержки для предприятий, производящих контрольно-измерительное оборудование.
- До 2026 года для предприятий новых регионов России действует переходный период освобождения от обязательной сертификации. Однако предприятия Донбасса уже могут сертифицировать свою продукцию в российской системе стандартов. В Донецкой и Луганской народных республиках существуют уполномоченные организации «Донецкстандартметрология» и «Луганскстандартметрология», которые могут выдавать сертификаты. Если в области их компетенций нужная спецификация отсутствует, то бизнес новых территорий может обратиться в любой центр сертификации в соседних областях.
Автор: Артур Королев