Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Цифровая механика Казначейства: от сопровождения к планированию

Цифровая механика Казначейства: от сопровождения к планированию
Теги: #Федеральное казначейство

На Московском финансовом форуме Федеральное казначейство представило предиктивный механизм контрольного мониторинга для крупнейших заказчиков и распорядителей бюджетных средств.

Анонс от руководителя Федерального казначейства Романа Артюхина:

– В налоговой системе реализована такая функция как налоговый мониторинг. Наверное, это самая передовая форма контроля и надзора как такового. Незаметное (*рядышком) присутствие с налогоплательщиком и предиктивная аналитика.   Примерно такой же проект есть и у нас. Спасибо Минфину РФ, он уже рассмотрен в первом чтении – так называемый механизм контрольного мониторинга. Напомню, Казначейство является органом государственного финансового контроля.

Прежняя очная форма ревизии и проверки, существовавшая в предыдущее десятилетие, уходит в прошлое, – рассказал Роман Артюхин. Казначейство откажется от нервирующей участников рынка практики правовой оценки совершенных действий. Такая правовая оценка будет переведена из режима пост-фактум в режим сопровождения.

– Наш новый проект «Контрольный мониторинг» предполагает: цифровую зрелость, внутренний контроль со стороны заказчика, прописанность бизнес-процессов, раздельный учет. Без этого никуда. Будем если не внутри, то рядом с нашими уважаемыми крупными получателями бюджетных средств (как субсидий, так и авансов). Мы уже заключили такое пилотное соглашение с Ростелекомом. Отрабатываем бизнес-процессы. Далее сложится приемлемая регуляторика. Мы не будем ходить на проверки, но будем выдавать мотивированное суждение о целевом, правомерном, эффективном, расходовании средств в процессе. А если вдруг возникнут какие-то несовпадения, то они будут решаться за счет предупреждений. Не только платежи 24/7, но и контроль…

Из упомянутого, конечно, наибольший интерес представляют намеки на согласование бизнес-планов для крупных заказчиков и корпораций. В перспективной механике Казначейства угадываются знакомые черты грядущего исторического законопроекта «О технологической политике».

Благодаря технологической и нормативной реформе, реализованной за пять лет, бюджетная система России превратилась в полноценную и высокоразвитую экосистему для бюджетов всех уровней.

По словам Романа Артюхина, начисления процентов по остаткам на счетах финансовых органов субъектов РФ – это зримый и конкретный результат цифровой трансформации. Основой и краеугольным камнем для всего этого стал механизм казначейских платежей. Он объединил на едином балансе Казначейства все виды счетов (субъектов РФ, муниципалитетов). Единый казначейский счет объединяет ликвидность всех «кошельков», интегрированных в систему. Централизованная бухгалтерия – предполагает единое платформенное решение всем 52 органам власти, находящимся под Правительством РФ. Охвачено и  систематизированы все данные бухучета (дебиторы, кредиторы, активы, обязательства). Все прозрачно: от платежки до верхнего показателя отчета об исполнении бюджета.

– Система закупок вышла на новый уровень, который позволяет не просто удовлетворять потребности, но и просчитывать экономическую эффективность состоявшихся и будущих решений, – подчеркнул Роман Артюхин. – В системе закупок объединено бюджетное планирование, все наши ОБАС (обоснования бюджетных ассигнований четко обозначаются в плане-графике закупок). Увязка сплошных бизнес-процессов состоялась.

Централизованная бухгалтерия для всей страны

Также в казначейской системе правительства реализована функция централизованного бухгалтерского учета. Созданная бухгалтерская система исходит из логики, что Правительство РФ является единым юридическим лицом публичного права, у которого есть дочерние общества: бюджетные и автономные учреждения. Они технологически интегрированы в систему, что позволило резко сократить отчетность для них.

– Зачем нужен отчет о балансе раз в год или раз в квартал, когда его можно видеть в режиме онлайн каждый день? Совместно с Минфином РФ проработана соответствующая концепция, предусматривающая переход к онлайн-обмену всей финансовой отчетности с использованием технологии XBRL, – пояснил Роман Артюхин.

Внутри цифровых сервисов Казначейства также продолжается импортозамещение. Это касается как софта, так и электронного оборудования.

Как на цифровую трансформацию казначейской системы реагируют регионы?

Некоторые субъекты РФ идут в ногу со временем, а в ряде технических решениях даже опережают и предупреждают политику федерального центра.  Москва одной из первых в России начала внедрение в казначейские механизмы искусственного интеллекта.

Елена Зяббарова, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента финансов Москвы:

– Мы уже запустили сервис под названием «Цифровой помощник финансиста», который использует машинное компьютерное зрение. Он применяется у нас при санкционировании операций участников казначейского сопровождения. Помощник рассматривает пакет документов, проверяет его полноту, корректность заполнения, соответствие данных; он «разглядывает» скан-копии контрактов, актов выполненных работ, счетов-фактур. И если обнаруживает какие-то несоответствия, то незамедлительно сообщает об этом. По результатам анализа автоматически формируется протокол, который служит основанием для санкционирования платежей. Конечно же, пока на подстраховке у Цифрового помощника стоит наш реальный живой сотрудник – казначей. Но в процессе обучения ИИ делает все меньше ошибок: показатель точности обработки данных достиг уже 90%.

Еще один проект Москвы, который находится в текущей реализации, касается быстрых платежей. В нем роботу-алгоритму доверена функция формирования и санкционирования платежных документов по оплате госконтрактов. Работа этого сервиса стала возможной благодаря бесшовной интеграции трех систем: казначейского исполнения, системы закупок и системы ведения учета. Таким образом происходит автоматическая синхронизация данных – от момента подписания контракта до поступления средств оплаты. В Москве сообщают, что данную технологию планируют распространить и на незакупочные процедуры: на процессы предоставления субсидий государственным и негосударственным организациям.

В Москве внедряют Цифровую централизованную бухгалтерию – это принципиально новая модель ведения учета для всех органов власти города и для подведов по единым правилам с использованием единого плана счетов и форм документов. При этом типовые формы документов учитывают отраслевую специфику различных комплексов городского хозяйства.

– Уникальность нашей модели заключается в том, что в ее основу положен процессный подход. Учет фактов хозяйственной жизни мы описали в виде хозяйственных процессов и составили по каждому из процессов технологические карты. На сегодняшний день в Москве 830 таких техкарт. На их основе IT-специалисты создают программное обеспечение для ведение бухучета, – рассказала Елена Зяббарова.

Пока централизованному учету поддалась половина столичных учреждений, а к концу 2025 года он охватит уже 80% всех предприятий Москвы.

В цифровой бухгалтерии развивается крайне важная аналитическая подсистема Business Intelligence (BI). Она позволяет получать большие массивы данных, сравнивать между собой результаты финансово-хозяйственной деятельности учреждений, кадровую и ресурсную обеспеченность.

Главной изюминкой этой системы должен стать сервис формирования себестоимости товаров, работ и услуг.

Автор: Андрей Троянский

19 октября 2024, 11:13
365
Теги: #Федеральное казначейство

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.