Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Российский удел – схватка за медтехнику

Медицинское оборудование пытаются тихо вывести из-под национальных квот
Российский удел – схватка за медтехнику
Теги: #Импортозависимость #Импортозамещение #национальные квоты

Рынок медицинского оборудования – один из наиболее доходных. Его мировой объем достигает 450 млрд долларов. Темпы роста здесь в последние 5 лет превышают 4,5%. При этом Россия занимает на нем незначительный объем, существенно уступая США, Японии. Для сравнения, Великобритании принадлежит порядка 6% объема этого рынка, в то время как России – около 2%. Во многом это объясняется тем, что внутренний рынок РФ преимущественно занят иностранными поставщиками (объем импортной продукции медицинского назначения составляет более 70%). Не имея внутреннего сбыта, производителям отечественного медоборудования не на что надеяться за рубежом.

О необходимости наращивать долю собственного производства в сегменте медицинского оборудования речь идет с 2015 года. При этом импортозамещение сталкивается с рядом препятствий, самым главным из которых является отсутствие конкретики и внятных технических требований к продукции, которую есть шансы заместить. Ситуация вокруг медтехники похожа на игру, где Минпромторг пытается угадать технические тонкости реально востребованных продуктов, а другое ведомство – пытается их спрятать. В результате, на протяжение последних 5 лет у производителей нет четкой картины спроса, позволяющей вложить деньги и сделать прибор, который действительно востребован в системе здравоохранения и нужен регионам. Прибор с конкретными параметрами и по более низкой, чем у импортных продуктов, цене.

Импортозамещение с двойным дном

Более того, в конце 2020 года Минздрав предложил и вовсе отказаться от термина «медтехника», заменив его более широким понятием «медицинские изделия». Соответствующий законопроект внесен правительством в Госдуму 21 декабря 2020 года. Кроме благовидной цели устранить двоякое толкование медтехники и медизделий, в законопроекте есть и настораживающие моменты.

В частности, вот этот фрагмент из Пояснительной записки: «Предлагаемое законопроектом изменение наименования лицензируемого вида деятельности позволит не принимать дополнительно нормативный правовой акт, устанавливающий обязательные требования к медицинской технике и процессам ее производства, монтажа, технического обслуживания».

Возникает навязчивое впечатление: кому-то очень хочется избавить поставщиков теперь уже медицинских изделий от инструментов контроля за их происхождением. Вместе с редукцией «обязательных требований» к медтехнике отечественные производители лишатся и ориентиров, которые позволяют предметно использовать национальные квоты на закупку у российских компаний. Вот так –  одна рука правительства строит, а другая – ломает.

Напомним, закон о национальных квотах был принят в этом году и должен стать стимулом для российских производителей высокотехнологичной продукции. Но, чтобы нечто производить, надо конкретно знать, что именно. Для медтехники это знание имеет критически важное значение.

Наукоемкий рынок медицинской техники стремительно меняется, зачастую горизонт планирования здесь составляет менее пяти лет. После разработки прибора производитель рискует выйти на рынок и обнаружить, что этот продукт уже не востребован. У него уже нет рынка, либо он этот рынок уже «внезапно» заполнен продукцией иностранных компаний. Характерный случай произошел  с отечественным ультразвуковым оборудованием, когда сразу несколько российских производителей оказались не у дел.

Нельзя не заметить, что отечественный рынок активно оккупируют иностранные поставщики. При этом, далеко не всегда пользуясь средствами добросовестной рыночной конкуренции. Поэтому протекционизм в пользу отечественных производителей – это довольно условная конструкция с двойным дном.

Сколько стоят перспективы?

Существуют виды сложной техники, замещать которую уже слишком рискованно, поскольку иностранные производители продвинулись в ее производстве далеко вперед (томографы, средства визуализации). Разрабатывать свою продукцию и вкладывать большие бюджетные ресурсы в этом сегменте уже не логично.

Рентабельно производить технику, востребованную в среднем звене для квалифицированной медицинской помощи. Этот сегмент  постепенно растет, и это внушает определенные надежды.

В прошлом году объем государственных закупок у отечественных производителей медицинской продукции превысил 355 млрд рублей (на 17% больше, чем в предыдущем году).

Владимир Гутенев, первый заместитель председателя Комитета ГД РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству:

– Госпрограммы по развитию здравоохранения, которые направлены на поддержку отечественных производителей оборудования в рамках нацпроекта «Здоровье» до 2024 года предусматривают инвестиции в размере 1 трлн 725 миллиардов рублей. Значительную часть этой суммы планируется потратить на закупку отечественной медтехники. И я очень надеюсь, что этому будет способствовать принятый нами в конце весенней сессии закон о национальных квотах – поправки в 44 и 223 федеральные законы. Эти инициативы были навеяны аналогичной правовой практикой США, которая приносит результаты. К примеру,  американский закон 1933 года, который так и назывался «Покупай американское, нанимай американцев». Конечно же, нами подготовлена не калька с этого закона, а гораздо более тонкий и современный инструмент. Тем не менее, протекционизм для отечественной высокотехнологичной продукции – это чрезвычайно важная задача.

Кроме того, на стадии подготовки ко второму чтению находится внесенный Владимиром Гутеневым законопроект о реализации программы общедоступной дефибрилляции. От реализации этого закона зависит спасение десятков тысяч жизней в условиях пандемии. Соответствующие передовые разработки в этой отрасли уже имеет концерн «Швабе». Они представлены на рынке. Однако, после быстрого принятия в первом чтении, движение закона замедлилось.

Правительство РФ установило ежегодные квоты на госзакупки по 223-ФЗ двадцати профилей медицинских изделий на рынке госзаказа. Обязательная доля закупки отечественного медпрома составила в среднем 50–60% на 2021 год с дальнейшим ростом до 2023 года. В перечень вошли рентгенологическое оборудование, компьютерные и магнитно-резонансные томографы, ультразвуковые сканеры, аппараты искусственной вентиляции легких и эндоскопическое оборудование. Ранее Минпромторг РФ анонсировал квоты на уровне 50%, однако обещал, что для каждой отрасли, включая медизделия, доля будет определена индивидуально с учетом состояния рынка и индустрии.

Стандартизация – как вспомогательное средство импортозамещения

С 2021 по 2025 год Минздрав запустит программу модернизации медучреждений первого звена. Это хороший шанс и гарантированный рынок сбыта для отечественной промышленности. Министерство здравоохранения пересмотрело ряд стандартов оснащения, к которым теперь привязан шестизначный номенклатурный код продукции, позволяющий унифицировать закупки медоборудования. А это значит, что они станут более прозрачными для поставщиков и контролирующих органов с точки зрения происхождения поставляемой аппаратуры. Совместно с Минфином готовится каталог медицинских изделий. Также появится возможность планирования закупок на долгосрочную перспективу, прогнозировать объективные потребности медучреждений – а значит вести осмысленную промышленную политику.

Виктор Фисенко, заместитель министра здравоохранения РФ:

– С учетом пандемии в 2020 году перед Минздравом стояли колоссальные задачи. В первую очередь – это наращивание мощности коечного фонда и материально-технической базы инфекционных больниц, перепрофилирование коек, которые ранее не были задействованы под инфекцию. Создание особых регуляторных механизмов, которые бы способствовали быстрому наполнению рынка лекарственных препаратов и медизделий отечественного производства. С этой целью были отлажены подзаконные практики, связанные с особенностями обращения и регистрации медицинских изделий. Теперь они позволяют буквально в несколько дней проводить экспертизу, регистрировать медицинские изделия.

В сжатые сроки были закрыты потребности российской системы здравоохранения в средствах индивидуальной защиты. Одновременно было принято постановление 441 – так называемый «фаст-трек» в сфере лекарственного обеспечения, который допускает ввод в обращение лекарственных препаратов на основе изучения данных об их эффективности, безопасности; выдавать регистрационные удостоверения «на условиях» (т.е. при обязательном условии их исполнения с последующим пост-регистрационным клиническим исследованием). Это способствовало тому, что РФ одной из первых в мире вывела специфические противовирусные препараты и вакцину для профилактики коронавирусной инфекции. Улучшилась оснащенность медучреждений диагностическим оборудованием. Причем не только в сфере борьбы с коронавирусом.

Автор:  Андрей Троянский

29 декабря 2020, 16:45
477
Теги: #Импортозависимость #Импортозамещение #национальные квоты

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.